Как известно, в Донецкой Народной Республике с прошлого года вошел в силу Указ Главы ДНР Дениса Пушилина о призыве на срочную службу в ряды Народной милиции республики. В мае 2020 года приняли воинскую присягу первые 200 призывников. В этом году в сентябре объявлен второй набор - на срочную службу заступят уже 500 молодых людей. Если первые служили целый год, овладевая военными специальностями, то нынешние ребята будут служить всего 6 месяцев. 

Работники военных комиссариатов говорят о том, что срочники всего лишь проходят «учебку» и не направляются на передовые позиции на линии соприкосновения воюющих сторон. Однако понятно: если начнется массированная     «горячая фаза» военных действий, то срочники одними из первых попадут на фронт.

Надо отметить, что отбор призывников в военкоматах, безусловно, идет очень тщательный, и не только в отношении здоровья и психологического состояния. В первую очередь на службу берут тех, кто искренне желает встать на защиту Родины и готов к этому и физически, и морально.

Пока на срочную службу отправляется ограниченный контингент, однако Законом ДНР «О воинской обязанности и военной службе» определено, что воинская обязанность в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики - обязанность граждан проходить военную службу в воинских формированиях государства, состоять в запасе Вооруженных сил, а также проходить военную подготовку к защите Донецкой Народной Республики.

Воинская обязанность граждан ДНР предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Как гласит закон, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.

Спору нет, срочная военная служба - священный долг гражданина по защите Родины. Особенное звучание эта фраза получает в воюющей республике.

При этом Конституция ДНР гарантирует каждому гражданину свободу совести и свободу вероисповедания. На территории ДНР проживает немало людей, которые являются убежденными пацифистами и членами протестантских церквей, которые отрицательно относятся к службе с оружием в руках. Да, в Конституции ДНР и Законе ««О воинской обязанности и военной службе» определено, что такие люди могут пройти альтернативную гражданскую службу (АГС) вместо военной. Однако в республике закон об АГС отсутствует, в связи с чем многие семьи верующих, где есть ребята допризывного и призывного возраста, испытывают большую тревогу за их будущее.

Об этом мы поговорили с одним из руководителей местной Церкви евангельских христиан-баптистов Николаем Ивановым (по просьбе респондента имя и фамилия изменены).

- Раньше баптисты отказывались брать в руки оружие. Что происходит сейчас?

- Вообще в баптистском мире не запрещено брать в руки оружие. Пацифизм и баптизм - не синонимы. Одни баптисты брали в руки оружие, другие - не брали. Конфликт зачастую возникал на почве принятия присяги. Многие усматривали здесь противоречие с библейской заповедью: «Не клянись». А государство, естественно, не могло доверить оружие солдату, который не произнес клятву на верность своей родине.

- Вопрос войны и мира - сложный богословский вопрос. Как его трактуете вы?

- В нашей Церкви мы подчеркиваем, что война - это страшное зло, которого нужно избегать всеми доступными средствами. И все христиане сознают, что до тех пор, пока мы живем в этом мире, полностью избежать войн не получится. Более того, Сам Господь предупреждал, что войны будут сопровождать всю историю человечества.

Большая часть евангельских христиан, принимая неизбежность войн, считает, что армия (а соответственно, и военная служба) является необходимым фактором сдерживания.

Христиане, которые стоят на позиции строгого пацифизма, подчеркивают два других немаловажных фактора. Во-первых, они делают акцент на том, что солдат или офицер далеко не всегда способен оценить справедливость той или иной войны. Во-вторых, в ходе военных действий человек почти неизбежно переходит границу человечности: ненависть, жестокость - пусть даже по отношению к врагу - отнюдь не являются христианскими добродетелями.

Идем дальше. Практически вся наука, которую преподают солдату, ничто иное, как искусство убивать. Начинается она с дисциплинарной и психологической подготовки. Учат выполнять приказы быстро, практически не задумываясь, поощряя более рефлекторную, нежели мыслительную деятельность. Армия требует от бойца ненависти к врагу (иначе в смертельной схватке не выжить). Следующее - оружие солдата, оно предназначено для физического уничтожения людей. Но скажите, как можно Божьим детям, проповедуя о вечной жизни и спасении, о любви к Богу, убивать человека, отнимая у него жизнь дарованную ему Господом?

Многие из членов Церкви убеждены, что христианство и армия - несовместимы. Посмотрите на США и их христианский образ жизни (я не в коем случае не говорю обо всех христианах США). Они не стыдятся называть себя верующей нацией, говорить о том, как они любят Бога, и в тоже время сбрасывают тонны бомб на Японию, Вьетнам, Афганистан, Ирак…

- Но члены Церкви не могут жить обособленно, не участвуя в жизни государства...

- Мы вовсе не против участия христиан в жизни государства. Мне самому нравится жизнь среди людей и с людьми, мне нравится порядок, но делать это нужно, соблюдая правила установленные Богом, оставаясь солью и светом а, не становясь соучастником в делах тьмы. Да, мы призваны, чтобы стать миротворцами, но не в голубых касках ООН, а в числе свидетелей милости и любви Божией. Распространяя познания о Творце примером собственной жизни, воздавая Ему славу, а не ища собственного признания.

- Вспомним советские времена, когда было невозможно избежать службы в армии, да и в «отказники» даже со справкой из Церкви попадали далеко не все.

- В те времена многие евангельские христиане не отказывались от службы как таковой и готовы были выполнять самую сложную, грязную и непрестижную работу, делом демонстрируя свою любовь к стране и народу. Есть немало примеров жертвенного служения тех, кто по убеждениям отказывался брать в руки оружие. Не случайно «неблагонадежных сектантов» с большим удовольствием брали на такие должности, где нужны были дисциплинированные и ответственные люди.

- Что вы думаете об альтернативной гражданской службе для верующих?

- Такая прогрессивная система существует во многих странах - христиане отдают свой гражданский долг Родине, не идя на сделку с совестью и вероучением, а самое главное - не нарушают закон, укрываясь от службы в армии. Мы законопослушные люди, и многие наши молодые прихожане действительно выбрали бы этот путь.

Когда члены Церкви спрашивают, идти ли им служить, я всегда отвечаю, что они вольны выбирать сами. Но мой совет - не надо прятаться от трудностей. Для христианина, который называет себя воином Христовым, это очень важно. Почему-то в обществе сложилось мнение, что патриотом может быть только православный. Это не так. Ведь каждый убежденный христианин - такой же гражданин как и все остальные, и может принести пользу обществу, вкладывая свой труд и силы на развитие государства, в том числе - на укрепление обороноспособности страны, занимаясь не военным, а гражданским делом.

Мы считаем, что государство должно дать людям с пацифистскими убеждениями возможность исполнить свой государственный долг. Но для этого нашей республике нужен соответствующий закон.

Более того, это было бы выгодно и самой молодой республике, которая находится в начале пути построения экономики. Сейчас у нас во всех сферах не хватает рабочих рук, а особенно - на    неквалифицированных работах. С помощью АГС вполне возможно восполнить этот дефицит.

Источник: Газета «Панорама» от 28 октября 2021 г./ Особая тема / стр.5 

Поделиться:


закрыть
Даю письменное согласие СПб РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга» на обработку и передачу моих персональных данных третьим лицам по своему усмотрению. Под персональными данными понимается, в том числе и информация о состоянии здоровья благополучателя, медицинских показаниях и противопоказаниях и иную информацию, составляющую врачебную тайну и иные специальные категории персональных и биометрических данных. Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) СПБ РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга» со всеми вышеназванными категориями персональных данных, а именно – сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (в том числе с правом трансграничной передачи, распространения в сети Интернет, печатных и телевизионных СМИ), обезличивание, блокирование, уничтожение. Данное письменное согласие может быть расторгнуто по заявлению одной из сторон с момента получения второй стороны заявления о расторжении. В случаи отсутствия заявления о расторжении, согласие действует на срок определённый в статье 208 ГК РФ.