Опыт отказчиков Первой мировой войны

В Англии призыв на службу был введен во время Первой мировой войны, однако служили не все, некоторые подавали заявления на отказ от службы в соответствии с убеждениями. Имперский военный музей (Imperial War Museum, сокр.: IWM) обобщает реальную ситуацию и свидетельства людей об отказе от военной службы по убеждениям совести, которые были арестованы властями, некоторые из них были заключены в тюрьму.

Сколько человек отказалось от службы по убеждениям совести?
До Первой мировой войны в Англии не было обязательной военной службы, которая вводилась с 1916 года. В первоначальной системе призыва все одинокие мужчины в возрасте от 18 до 41 года были обязаны проходить военную службу, но освобождались если являлись:
- «человеком, выполняющим работу, необходимую для войны»,
- «единственным человеком, поддерживающим семью»,
- «непригодным с медицинской точки зрения»,
- «человеком, отказывающийся от военной службы по убеждениям совести».

В конце концов, ограничения на военную службу были ослаблены, женатые мужчины также стали подлежать призыву, а возрастной ценз был увеличен до 50 лет, но число отказчиков по убеждениям совести продолжало расти. Во время Первой мировой войны количество британцев, отказавшихся от военной службы, достигло 16 тысяч. Учитывая, что в общей сложности было завербовано 6 миллионов человек, этот процент может показаться низким, однако это только те, кому была успешно предоставлена замена службы.

Во что верили те, кто отказывался от сознательной военной службы?
Отказавшихся служить во время Первой мировой войны можно условно разделить на четыре категории. Чаще всего встречаются «люди, которые верят в религиозный пацифизм», например квакеры и люди христианского фундаментализма отказываются вступать в армию из-за библейской заповеди «Не убий». Вторая категория - «левые политические активисты», они считали, что «Первая мировая война - это война империалистическая, а рабочий класс угнетается правящим». Третья - «гуманисты», которые утверждали, что не должны убивать людей из-за личных нравственных убеждений, а не религиозных. Отказчик по гуманистическим соображениям от военной службы, опрошенный IMW, был бывшим мясником: «Я знаю, что значит убивать свинью, и именно поэтому я не способен на такое», - сказал он. И четвертый - те, кто выступал против самого «вмешательства правительства в их частную жизнь».

Что такое суд над отказниками от военной службы по убеждениям?
Заявление об отказе от военной службы по соображениям совести не влекло за собой немедленного освобождения от военной службы, и обычно приходилось обращаться в районный суд с просьбой об освобождении от военной службы. Суды часто состояли из местной знати, и они не всегда прислушивались к искам тех, кто подавал заявление об отказе от военной службы по соображениям совести, и не всегда добросовестно оценивали их отношение. Одного отказчика по соображениям совести спросили в суде про возраст, когда он ответил: «Мне 18 лет», председатель сказал: «Я вижу, вы слишком молоды, чтобы иметь чистую совесть. Заявка отклонена». «Кажется, что я мог бы подать апелляцию, если мое ходатайство было отклонено окружным судом, но если меня отклонил Центральный суд Лондона, то этим я призвался на военную службу насильственно. Так я был отправлен в тюрьму как “призванный, но против приказа”». За сознательный отказ от службы в тюрьме назначались «важные для страны работы»: сельское хозяйство, лесоводство и простой ручной труд.


Что такое «безопасная черта», разделяющая отказчиков по убеждениям?
Те, кто заявил сознательный отказ от военной службы, не всегда отказывались от участия в войне, среди прочего: «Нет проблем, если вы работаете в составе небоевого подразделения, например, участвуете в качестве члена Медицинского корпуса Королевской армии».

Какое наказание уготовано отказчику по убеждениям?
Некоторые из тех, кому не было предоставлено освобождение от военной службы в суде, были арестованы за то, что они «не работали, хотя они и не были в отпуске». Более трети из 16 000 зарегистрированных отказчиков по соображениям совести были по крайней мере один раз арестованы и заключены в тюрьму. Изначально арестованные лица, отказывающиеся от военной службы по убеждениям совести, считались «солдатами» и отправлялись в военные тюрьмы, но армейский приказ в середине 1916 года отныне направлял отказчиков по убеждениям в обычные тюрьмы. Это было стандартное уголовное наказание, применяемое к лицам, отказывающимся от военной службы по соображениям совести, - «112 дней тяжелых работ третьей категории», которые сначала помещаются в камеру на месяц только с хлебом и водой. Это была кропотливая ручная работа, например, сшивание почтового мешка. Многие сознательные отказчики были освобождены после трех месяцев работы, но вскоре были арестованы как дезертиры, снова присоединились к военному положению и вернулись в тюрьму. Так выстраивалась система повторения «арест → тюрьма → освобождение → арест». По мере того как война прогрессировала, наказания за отказ от службы по убеждениям становились все более суровыми, и некоторых из них увозили во Францию ​​вместе с армией и расстреливали на месте за «отказ подчиняться военным приказам». С другой стороны, некоторые были приговорены к «смертной казни» военным трибуналом, но фактически приговаривались к лишению свободы без казни.

Какова жизнь лица, отказывающегося от военной службы по убеждениям в тюрьме?
Сознательным отказчикам было строго запрещено общаться с внешним миром: им не давали газет, а посещать их разрешалось только через железные решетки. Гарольд Бинг, который ответил на интервью IMW, сказал, что камера Винчестерской тюрьмы, где он был заключен, была всего 6 футов × 13 футов (около 1,8 × 4 метра), а в двери было смотровое отверстие.

«Зато в тюремной библиотеке можно было взять несколько книг, в конечном итоге книги, которые я заказал извне, можно было читать при условии «пожертвования тюремной библиотеке после прочтения». В результате в тюрьмах, где были заключены многие левые активисты, отказывающиеся от военной службы, в пользу работ левых авторов направлялись значительные пожертвования (таких, как Уильям Моррис и Сидней Уэбб). В тюрьме Винчестера, где был заключен г-н Бинг, заключенные писали стихи, эссе, анекдоты, мангу и т.д.

Некоторые опрошенные IMW лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести, испытали на себе или были свидетелями жестокого обращения со стороны охранников - 73 сознательных отказчика умерли из-за жестокого обращения охранников. Кроме того нелегко давалось «одиночество», которое поражало даже самых стойких: заключенные «играли на воображаемом пианино на коленях, разговаривали с пауком на стене, с засовом на двери». Фенер Броквей, который ответил на интервью IMW, сказал, что он общался с заключенными в других камерах при помощи азбуки Морзе, например играл в шахматы.

Как окружающие смотрели на отказчиков?
Даже если они не сидели в тюрьме, социальное давление на отказчиков и их семьи было серьезным. Многие люди в Англии в то время выступали в поддержку войны, подозрение и ненависть были направлены на мужчин и их семьи, которые не хотели воевать. IMW заявило, что сознательный отказ от военной службы в 1916 году означал «отрицание того, что поддерживало все британское сообщество». Это было довольно трудным решением.

 

Источник:
https://gigazine.net/gsc_news/en/20200908-ww1-conscientious-objectors-britain/

 

Поделиться:


закрыть
Даю письменное согласие СПб РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга» на обработку и передачу моих персональных данных третьим лицам по своему усмотрению. Под персональными данными понимается, в том числе и информация о состоянии здоровья благополучателя, медицинских показаниях и противопоказаниях и иную информацию, составляющую врачебную тайну и иные специальные категории персональных и биометрических данных. Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) СПБ РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга» со всеми вышеназванными категориями персональных данных, а именно – сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (в том числе с правом трансграничной передачи, распространения в сети Интернет, печатных и телевизионных СМИ), обезличивание, блокирование, уничтожение. Данное письменное согласие может быть расторгнуто по заявлению одной из сторон с момента получения второй стороны заявления о расторжении. В случаи отсутствия заявления о расторжении, согласие действует на срок определённый в статье 208 ГК РФ.